Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы.

Философия жизни — философское направление, сложившееся в последней трети 19 века главным образом в Германии и Франции.

Представители — Ницше, Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер, Клагес и др.

Возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. Опиралась на традиции немецкого романтизма. Жизнь - первичная реальность, целостный органический процесс, предшествующий разделению материи и духа, бытия и сознания. В широком смысле философия жизни – направление западноевропейской философии кон. 19 – нач. 20 в., представители которого, придерживаясь разных философских позиций, выступали против классического идеала рациональной философии. Характерным для этого течения являлось большее внимание к проблеме человека, попытки рассмотреть его в «целостности» и во всем многообразии его душевных сил или выделить Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы. отдельные аспекты его природы в качестве основных, фундаментальных. Значительную долю ответственности за объединение всех этих разнородных философий в одно «течение» несет работа Риккерта «Философия жизни» (1920), в которой автор пытается опровергнуть идеи, приобретающие необычайную популярность в первых десятилетиях 20 в., и показать, что они являются симптомом общего кризиса философии. Исход противостояния философии жизни и неокантианства складывался в 1920–30-е гг. не в пользу последнего течения.

Предпосылки этого течения сформаровались уже в конце 18в – тогда сформировалось философское направление, впервые ставшее употреблять этот термин. В качестве синонимов использовались «практическая философия», «жизненная мудрость», «наука о жизни», «искусство жизни» и проч. Эта «практическая философия» должна Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы. была быть нацелена на распространение этических и прагматических принципов поведения, быть обращена не к «специалисту», но к тому, кто находится в реальной жизни. В этом же смысле о философии жизни говорили и философы эпохи Просвещения. Развитие прагматически ориентированной философии жизни подготавливается пробуждением интереса к педагогическим проблемам (под влиянием Руссо), взаимопереплетением педагогики и психологии (особенно экспериментальной – Песталоцци, Гербарт).

Понятие жизни многозначно и неопределенно, дает простор для различных трактовок:

· биологическая (Ницше, Клагес) В волюнтаризме Ницше первичная жизненная реальность выступает в форме “воли к власти”.

· космологическая (Бергсон)В концепции Бергсона жизнь как космический “жизненный прорыв”, сутью которого является “сознание или сверхсознание Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы.”, постигается по аналогии с сознательными, душевными процессами, исходя из внутреннего переживания.

· культурно-историческая (Дильтей, Зиммель, Шпенглер).У Дильтея и Зиммеля жизнь также выступает как поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены.

Во всех трактовках жизнь - это целостный процесс непрерывного творческого становления, развития, противостоящей механическим, неорганическим образованиям, всему определенному, застывшему и “ставшему”.



Основные черты:

· Антисциентизм: разум по своей природе безнадежно оторван от жизни; рассудочно-механистическое познание и опирающаяся на него наука могут постичь лишь отношения между вещами, но не сами вещи. Научному познанию противопоставляются внеинтеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения иррациональной в своей основе жизненной реальности (интуиция у Бергсона, Ницше Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы. и Шпенглера, понимание у Дильтея).

· эстетизм (унаследованный от нем. романтиков). Наиболее адекватным средством постижения и выражения жизни объявляется произведение искусства, поэзия, музыка. У Ницшеосновные философские представления обретают форму мифа (учение о “сверхчеловеке”, “вечном возвращении”).

· Решение в рамках Ф. Ж. проблемы творчества —одной из центральных для нее проблем — внутренне противоречиво не только из-за резкого противопоставления рациональных и интуитивных форм познания.

o проблема времени как сути творчества, развития, становления. Времяв его органическом понимании противопоставлено как механистическому, кинематографическому (Бергсон) времени науки, так и пространству (Шпенглер, Бергсон). С

o тема истории, исторического творчества (связана с проблемой времени).

o

· Антиномия философии и науки

o противоположность Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы. “описательной” и “объяснительной” психологии (Дильтей),

o исторических и естественнонаучных методов познания.

Развивая антитезу “наук о природе” и “наук о духе”, Дильтей видит опору в психологии, но не в “объяснительной”, экспериментальной, действующей рациональными методами и использующей понятие причинности, а в “описательной” психологии, способной постичь “основную душенную связь” с помощью переживания, непосредственного проникновения в суть явлений. “Описательная” психология выступает здесь методологией философского знания, теоретической основы “наук о духе”.

Исторические науки:

· Метод исторических наук ‑ понимание — непосредственное переживание историком событий истории, на основе которого истолковывается и интерпретируется прошлое.

· Шпенглер: способ исторического познания ‑ интуиция, вчувствование также дающее непосредственное знание исторических событий.

· История = ряд замкнутых Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы. культурных систем (Дильтей), уникальных и неповторимых “культурных организмов” (Шпенглер), проходящих в своем развитии процесс, подобный биологическому циклу живого организма от рождения до гибели.

· Исто_ический процесс подчиняется “судьбе”, в отличие от природы, в которой господствует закон причинности (Шпенглер, Зиммель). Тем самым история выводится из-под власти объективных закономерностей, действующих лишь в мире природы.

· Историческое развитие культурных организмов носит циклический характер.

Нигилизм

· Ницше: призыв к радикальной переоценке общепринятых ценностей, норм с позиций “естественной” жизни, культ сверхчеловека как единственного выразителя подлинных “жизненный” ценностей.

· Шпенглер: состояние, следующее за периодом расцвета культур и свидетельствующее о постепенном “закате”, упадке культурных организмов, когда “народы Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы.” превращаются в “массы” с соответствующими формами поведения и деятельности.

Вообще панорама социальных представлений и установок Ф. Ж. достаточно широка, включает в себя и анархическую критику буржуазной действительности, и романтические утопии “человека будущего”. Широк спектр и политических характеристик взглядов представителей Ф. Ж. — от консервативно-националистических до либеральных.

Некоторые положения Ф. Ж. были впоследствии использованы идеологами фашизма. Влияние Ф. Ж. было наиболее сильным в первой четверти 20 века.

Несколько более подробно и с историей:

В названии работы термин «философия жизни» (Lebensphilosophie) был впервые зарегистрирован в анонимно появившемся трактате «О моральной красоте и философии жизни» (авт. Г.Ширах); несколько позже появляются «Работы по Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы. философии жизни» (К.Мориц, 1772). В 1790 появляется даже «Журнал философии жизни». Термин «философия жизни» становится популярным, проникает в беллетристику. В нач. 19 в. философия жизни используется для обозначения систематических построений авторов, не принадлежащих к числу профессиональных философов, характеризуя богатый жизненный опыт, возникший из реальной жизни. Этот опыт систематизируется и обобщается в многочисленных сборниках афоризмов, что способствует популярности философии просветителей. В то же время формируется другое понимание термина, более близкое традиции философии жизни кон. 19 в.: в 1827 Шлегель в «Лекциях о философии жизни» выступает против всякого рода систематики; философия жизни стремится соединить собственно «философию» и «жизнь», «поэзию» и «мышление» впервые в явной форме формулируется превосходство Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы. философии жизни перед «теоретической философией», логическому доказательству противопоставляются «опыт» и «переживание истины». Эти тенденции оказывают сильное влияние на школу немецкого романтизма. Рациональности мышления противопоставляется (в т.ч. у Шлейермахера, Новалиса) непосредственность веры и живые потребности «глубин души» (des Gemütes). Хотя два обстоятельства – особая роль наследия античной философии и специфическое отношение к христианству – составляют существенное различие между сформировавшейся к началу 19 в. «романтической» философией и философией жизни Ницше, последний в целом наследует одну из наиболее ее важных черт – антирационализм. В «Рождении трагедии» Ницше рассказывает о том, как греческий «теоретический человек» пытался примирить искусство и науку с жизнью. Антагонизм Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы. между историей как наукой и жизнью становится также темой его «О пользе и вреде истории для жизни». История (Historie) не должна быть «чистой наукой», но должна служить «целой жизни», являющейся силой не-исторической. Молодежь вновь должна «учиться жить», «жизнь предшествует познанию». Поначалу Ницше надеется на новое «рождение жизни», обновление дионисийской «полноты жизни» благодаря искусству и музыке; впоследствии, однако, признает, что философ должен быть более внимателен к «трагическому» в жизни. В то время как к сер. 19 в. философия жизни достаточно часто используется для обозначения философских дисциплин об органических и биологических процессах жизни, а также в качестве общего понятия для различных биологических теорий жизни Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы., Ницше выступает против органицистского понимания жизни (в первую очередь – Спенсера), полагая, что физиологическое сохранение себя организмом есть лишь вторичное явление более глубокого феномена – жизни как спонтанной, агрессивной и формообразующей силы. Именно на этом понимании жизни как «присвоения, повреждения, преодоления и подавления чуждого, более слабого» основывается одна из ключевых для Ницше идей – «воля к власти».

К кон. 19 в. становится заметной тенденция, направленная на преодоление рационалистического дуализма между субъектом и объектом (Бергсон, Дильтей). Полагают, что в феноменах внутренней жизни, ее психических и исторически-культурных проявлениях (Дильтей) невозможно найти точку опоры для новой философии. Бергсон также считает, что наука никогда не достигнет Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы. полного богатства жизни: физика и химия не в состоянии своими механистичными методами полностью объяснить загадку тела. Идея Бергсона о том, что рациональный метод не способен охватить «текучую континуальность жизни», «жизнь как поток» оказывается чрезвычайно важной для философии У.Джеймса.В свою очередь прагматизм (Дьюи, Джеймс) вносит вклад в формирование предельно широкой традиции, условно обозначаемой как философия жизни тем, что показывает важность теории истины для жизни человека. Дильтей, как и Бергсон, отрицает традиционную метафизику. Оба мыслителя стремятся перенести разработанные ими для частных наук методы обратно в целое философии. Бергсон при этом предполагает существование внерациональной возможности познания, которую он называет интуицией Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы. и которая, в противоположность дискурсивному познанию, есть сложное постижение объекта, посредством которого мы переносимся «внутрь предмета, чтобы слиться с ним». Именно благодаря этому интуиция, сама имеющая жизненную природу, может «привести нас в самые недра жизни». Дильтей предлагает целый комплекс методов (описательной психологии, сравнительной психологии индивидуальности, исторический метод, метод анализа объективаций человеческой жизни и др.), которые в совокупности смогут, по его мнению, приблизить нас к тайне человеческой жизни. При этом нацеленность на понимание жизни отличает философию Дильтея от всех поэтически-свободных зарисовок т.н. «жизненных философий», равно как и от иррационалистических течений философии жизни. Еще более точно специфику дильтеевской философии Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы. определяет то, что она является исторически ориентированной философией жизни. «Что есть человек, может сказать ему только его история». Понятия «жизнь» и «историческая действительность» часто используются Дильтеем как равнозначные, поскольку историческая реальность сама понимается как «живая», наделенная живительной исторической силой: «Жизнь... по своему материалу составляет одно с историей. История – всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного человечества...»

Тремя наиболее крупными представителями философии жизни в нач. 20 в. являются Зиммель, Шелер и Шпенглер. Зиммель также полагает, что интеллект «разрывает материал» жизни и вещей, превращая его в инструменты, системы и понятия. Хотя «жизнь» и «понятие» не противопоставляются им полностью, он полагает, что Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы. жизнь следует не рациональной, но «витальной» логике; дать точное определение жизни нельзя, но ее можно понять как «постоянно перешагивающую границы». Именно в этом заключается смысл жизни, который жизнь не может иметь в себе самой. Зиммель полагает также, что жизни присуще производить «больше жизни», «быть еще больше жизнью» и образовывать нечто «большее, чем жизнь» – т.е. создавать культурные образования (ср. «объективный дух» Гегеля и «объективации жизни» Дильтея, а также обсуждение проблем культуры в неокантианстве). Позиция Шелера, полагавшего, что жизнь есть «изначальный феномен», который не может быть растворен ни в феноменах сознания, ни в телесных механизмах, ни в соединении этих двух Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы. аспектов, будучи прецедентом своеобразного соединения философии жизни и феноменологии, оказала большое влияние на Хайдеггера. В философии жизни Шпенглера соединяются отдельные элементы философии Дильтея (противопоставление гуманитарных и естественных наук), однако отвергается метод описания. В большей мере биологически ориентированная философия жизни Шпенглера пытается «бросить более непредвзятый взгляд» на мировую историю, увидеть «спектакль множественности культур», каждая из которых имеет «собственную форму... собственную идею, собственную жизнь, собственную смерть». В 20 в. идеи философии жизни развивались гл.о. мыслителями, в той или иной мере опирающимися на Дильтея. Между тем отдельные представители философии жизни (Литт, Шпрангер, Клагес) зачастую упрекаются в чрезмерной акцептации иррационального Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы. аспекта философии жизни; им приписывается определенная доля ответственности за развитие в 20-х гг. 20 в. вульгарной философии жизни, развитие антилиберальных настроений в Германии, что наряду с осмыслением опыта войны и превознесением «переживания войны» (братья Юнгеры (см. Ф.Юнгер, Э.Юнгер) и др.), по мнению многих современных социологов и политологов (Зонтхаймер и др.), способствовало приходу партии национал-социалистов к власти.


documentabwuxdh.html
documentabwvenp.html
documentabwvlxx.html
documentabwvtif.html
documentabwwasn.html
Документ Понятие жизни. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы.