Человеческие построения у аранда

Обе приведенные здесь легенды о предках взяты из книги Спенсера и Джилена о племени аранда. Они называют его "арунта". Большая часть этого знаменитого труда посвящена описанию ритуалов и церемоний аранда. Об их многообра­зии трудно составить себе преувеличенное представление. Особенно бросается в глаза богатство геометрических фигур, составляемых участниками во время церемоний. Иногда эти построения хорошо нам знакомы, поскольку их значение со­хранилось доныне, иногда они поражают совершеннейшей чужеродностью. Перечислим кратко важнейшие из них.

При тайных церемониях участники в полном молчании идут гуськом в затылок друг другу. Это мужчины, отправив­шиеся в путь, чтобы извлечь свои священные хуринги, кото­рые хранятся Человеческие построения у аранда в пещерах и других потайных местах. Они блуж­дают около часа, прежде чем достигают цели. Все это время молодые мужчины, взятые в поход, не вправе задавать во­просы. Если же ведущий их старик хочет что-то объяснить, например, рассказать о деталях ландшафта, связанных с легендами предков, он прибегает к языку знаков.

В подлинных ритуалах участвует обычно ограниченное число исполнителей, одетых как предки тотема и их соответственно изображающих. Чаще всего их двое или трое, иног­да — всего один. Молодые образуют около них круг, танцуя и издавая соответствующие возгласы. Этот круг часто встреча­ется и постоянно упоминается.

В другом случае, в церемонии энгвура Человеческие построения у аранда, которая представ­ляет собой важнейшее и торжественнейшее событие в жизни племени, молодые мужчины ложатся в ряд на вытянутом пригорке и лежат так в полном молчании несколько часов. Такое лежание в ряд часто повторяется, однажды оно длилось во­семь часов подряд, с 9 вечера до 5 утра.

Очень впечатляет другое, более плотное построение. Муж­чины сбиваются в тесную кучу, старые посередине, молодые снаружи. Такой диск, образованный плотно прижатыми друг к другу участниками, два часа подряд кружится в танце, со­провождаемом непрерывными песнопениями. Потом все са­дятся на землю, так же плотно прижавшись друг к другу и в том же порядке, что Человеческие построения у аранда и стояли, и еще два часа поют.

Иногда мужчины стоят в два ряда друг против друга и поют. В решающей акции, которой завершается ритуальная часть энгвура, молодые мужчины образуют каре и переходят в со­провождении старших на другую сторону ручья, где их ожи­дают женщины и дети.

Эта церемония богата деталями; нам сейчас, поскольку речь идет о построениях, важно упомянуть груду на земле, состоящую из всех мужчин. Сначала трое стариков, несу­щих священный предмет, представляющий собой сумку, в которой сидели дети в изначальные времена, падают на зем­лю, прикрывая сумку своими телами, потому что женщины и дети Человеческие построения у аранда не должны ее видеть. Затем остальные мужчины, то есть в основном молодые, которым и посвящена эта церемония, валятся на стариков и остаются лежать беспорядоч­ной кучей. Где кто — не разобрать, только головы трех ста­риков торчат из общей свалки. В таком положении они ос­таются несколько минут, затем начинают подниматься, вы­бираясь друг из-под друга. Такие кучи сооружаются и по другим поводам, но это важнейший из тех, о которых упо­минают наблюдатели.



При испытании огнем молодые мужчины ложатся на горя­чие ветки, естественно, не друг на дружку. Испытание огнем происходит по-разному, чаще всего следующим образом: молодые мужчины достигают Человеческие построения у аранда определенного места по ту сторо­ну ручья, где их ожидают две группы женщин. Женщины набрасываются на них, стегая горящими ветками. В другом случае молодые мужчины выстраиваются в ряд напротив женщин и детей. Женщины танцуют, мужчины изо всех сил швы­ряют над их головами горящие сучья.

В церемонии обрезания шестеро лежащих на земле муж­чин образуют собой стол. Новичок ложится сверху и подвер­гается операции. "Лежание на новичке", относящееся к этой же церемонии, обрисовано в предыдущей главе.

Если поискать смысл всех этих сочетаний, то можно ска­зать следующее.

Цепочка людей, идущих гуськом, изображает блуждание. Его значение в родовой традиции невозможно переоценить. Предкам Человеческие построения у аранда часто приходилось блуждать под землей. Это выгля­дит так, будто молодые мужчины один за другим проходят по следу предков. То, как они движутся, и сопровождающее весь путь молчание свидетельствуют о благоговении по отноше­нию к священным путям и целям.

Кружение или движение по кругу в танце представляет собой укрепление, воздвигаемое для защиты того, что разыг­рывается внутри круга. Происходящее внутри отделяется от всего чужого, что находится снаружи. Оно приветствуется, и поощряется, и воспринимается как собственное достояние.

Лежание в ряд можно считать изображением смерти. Но­вички лежат целыми часами бездвижно и немо. Потом они вдруг оживают и вскакивают на Человеческие построения у аранда ноги.

Два ряда, выстроенных друг против друга и выкрикиваю­щих возбуждающие обидные фразы, символизируют две враж­дебные стаи, причем вражескую стаю могут изображать жен­щины. Каре — это такое построение, которое кажется защи­щенным со всех сторон; предполагается, что так нужно идти во враждебном окружении. Оно хорошо известно в поздней­шей истории.

Остаются теперь по-настоящему плотные образования: плотный танцующий диск, как бы спрессованный из чело­веческих тел, и хаотическая груда на земле. Диск именно по причине его движения представляет собой крайний случай ритмической массы, сплоченной и замкнутой до предела, где не остается ни кусочка пространства, не заполненного Человеческие построения у аранда людьми.

Груда тел на земле хранит драгоценный секрет. Она ука­зывает на то, что надо всеми силами укрыть и сохранить. В такую же груду помещают умирающего, оказывая ему тем самым последнюю почесть. Так его ценят соплеменники, и эта груда с ним посередине заставляет вспомнить груду мерт­вых тел.


documentabwsbef.html
documentabwsion.html
documentabwspyv.html
documentabwsxjd.html
documentabwtetl.html
Документ Человеческие построения у аранда